Суббота, 4 мая
Рига +17°
Таллинн +16°
Вильнюс +17°
kontekst.lv
arrow_right_alt Общество

Екабпилс: мы провалились и как государство, и как народ

© F64

Может быть, трагедия в Екабпилсе наконец-то заставит опомниться и латвийскую политическую элиту, и представителей правоохранительных органов, и каждого из нас.

93-я статья Конституции Латвии гласит: «Право каждого на жизнь охраняется законом». Государство берет на себя обязательства делать все возможное для защиты жизни своих граждан. Для этого содержатся вооруженные силы, структуры внутренних дел, учреждения безопасности, прокуратура, суды и различные службы. И все же, оказывается, что в течение многих лет государство не может справиться с одним насильником и не может поймать его даже после совершенного жестокого преступления. И в то же время высшие должностные лица страны утверждают, что мы готовы к возможному нападению России.

Трагедию в Екабпилсе, где женщина была убита бывшим мужем после многолетних угроз и преследований, можно считать единичным случаем, несчастным стечением обстоятельств. В длинной цепочке полицейской и судебной системы кто-то допустил небольшую ошибку, потом кто-то другой, потом - третий. И так уж вышло… Также, как и авиакатастрофа обычно связана не с одной большой ошибкой, а с множеством мелких ошибок плюс неблагоприятным стечением обстоятельств.

Начальник Государственной полиции Армандс Рукс вообще отвергает мнение, что трагедия в Екабпилсе стала результатом халатности полиции, виновата «система». Но действительно ли это так? И не следует ли нам начать задавать серьезные вопросы о способности наших государственных институций обеспечить самые элементарные права человека? И начать задавать вопросы самим себе - какие мы, граждане Латвии, как люди?

Телепрограмма «Что происходит в Латвии?» (от 26 апреля) вызвала шок. Из собравшихся в студии представителей власти - заместителя начальника Государственной полиции Андрея Гришина, начальника Земгальского регионального управления Госполиции Мариса Арайса, председателя Земгальского районного суда Лиги Ашмане и старшего прокурора Земгальского окружного суда Айгарса Бичушса - только последний смог вымучить нечто похожее на извинения.

Возможно, поэтому не только телезрители, но, кажется, и участники передачи были несколько шокированы рассказом адвоката убитой женщины - о том, как она чуть ли не на коленях много раз просила прокурора Екабпилса Яниса Бутлерса обратить внимание на постоянные, сотни раз повторявшиеся угрозы Леонса Русиньша убить, изнасиловать и т.д. свою бывшую супругу, ее детей и даже коллег.

Какой была реакция прокурора Бутлерса? «Это дело любящих людей, такие не убивают». В свою очередь отношение, которое высказали в программе все остальные представители судов и правоохранительных (!) учреждений, можно высказать фразой: «Мы сделали все, что было в нашей компетенции».

Таким образом, екабпилсский насильник более года спокойно и беспрепятственно терроризировал несчастную женщину и ее детей, а также целый трудовой коллектив. В свою очередь, и Государственная полиция, и прокуратура за этот долгий период, похоже, забыла про 132-ю статью Уголовного закона «Угроза совершения убийства или нанесения тяжкого телесного повреждения», а также об элементарном выполнении своих обязанностей.

Но виноватых нет. Хотя убитая женщина, можно сказать, годами (первое решение суда о временной защите от насилия было принято в августе 2021 года, а женщину убили 16 апреля этого года!) обращалась во все возможные инстанции, отчаянно боролась за свою жизнь и жизнь своих детей. Но результата не было. Насильник продолжал находиться на свободе, терроризируя жертву, а полиция, суд и прокуратура оказались «бессильны».

Какой вывод мы можем сделать из случившегося? Прежде всего, что государство провалилось. Это признал даже обычно «политкорректный» президент Эгилс Левитс: «Вся вина за убийство женщины в Екабпилсе лежит на государстве». Это хорошо, что до президента наконец-то дошло, что в стране, видимо, не все в порядке, и есть более серьезные проблемы, чем размещение надписей на ливском языке в Талси или статус Селии как культурно-исторического региона. Будем надеяться, что за этим выводом последуют и конкретные действия по поиску «системных» или законодательных недоработок, которые, возможно, способствовали доведению элементарного дела до ужаса.

Но даже если отложить в сторону служебные обязанности, элементарное выполнение которых зафиксировано в трудовом договоре, оставить все нюансы уголовного процесса и тому подобное, остается очень важный вопрос - как такое могло случиться? Как прокурор Янис Бутлерс, председатель Земгальского районного суда Лига Ашмане, пока еще неназванные сотрудники Екабпилсской полиции чисто по-человечески могли так поступить? Как они могли наплевать на отчаянные мольбы женщины о помощи? Как получилось, что во всей «системе» не нашлось ни одного героя, который хотя бы углубился в ситуацию и попытался помочь несчастной женщине?

Мы, латыши, часто любим похваляться своими добродетелями, традициями, Праздником песни и так далее. Но трагедия в Екабпилсе показывает, что мы как нация, к сожалению, не оправдываем ту высокую этическую планку, которую сами для себя установили.

Что делать? Посыпать пеплом голову? Да, и это тоже. Но, может быть, эта трагедия наконец-то заставит опомниться и латвийскую политическую элиту, и всех людей, которых в народе до сих пор называют «ментами», а также, наверное, и каждого из нас. И сквозь весь туман формально-юридических предлогов, через рутину, лень, цинизм - увидеть свет маяка. И быстро действовать, когда мы в следующий раз мы услышим сигнал тревоги.